Книга! Закажите книгу "Salem, родители" +77025278382

Каждая пятая семья в Казахстане

Сегодня практически каждая пятая семья в Казахстане — это монородительская семья, где дети проживают только с одним из родителей, чаще – матерью. Институт семьи в наше время меняется так быстро, как не менялся на протяжении многих веков. Урбанизация, индустриализация, глобализация и цифровизация стремительно меняют традиционные семейные роли и трансформируют семейную динамику. В том числе наблюдается рост монородительских семей. Это – глобальный процесс, и Казахстан здесь – не исключение.

Все семьи — разные

Если несколько десятилетий назад смерть одного из супругов была наиболее распространенной причиной появления монородительской семьи, то сегодня среди главных факторов — развод родителей, раздельное проживание родителей, незапланированная беременность, а также осознанный выбор монородительства путем усыновления либо донорского оплодотворения.

Многие годы нуклеарная семья, где дети воспитываются и проживают с обоими биологическим родителями, рассматривалась, как идеальная семейная структура, а так называемая «неполная семья» — как отклонение от нормы. Также считалось, что детям в монородительской семье обязательно живется хуже, чем в семье с обоими родителями. Во-первых, отсутствие второго родителя объяснялось как правило его кончиной либо супружеским разводом, что несло за собой стресс и переживания. Во-вторых, в монородительской семье жилось беднее. В-третьих, консервативные общественные устои также вносили свою лепту в психоэмоциональное состояние родителя и ребенка.

Научные исследования на протяжении десятилетий неизменно демонстрировали негативное влияние распада супружеского союза на детское развитие и его психоэмоциональное благополучие. Однако в последние годы научный подход сменился к изучению степени рисков и ограничений, которые присутствуют у взрослых в монородительских семьях, а также исследованию доступа родителей к качественному и безопасному уходу за детьми. Кроме того ученые изучают влияние материального положения и других факторов на детское развитие и благополучие (Azuka-Obieke, 2013).

Отсутствие или кончина одного из родителей, конфликты между родителями и их расставание могут иметь последствия для здоровья ребенка, его гармоничного развития, умения в будущем строить личные отношения, дружить и общаться. Сегодня ученые активно изучают факторы, которые могут улучшить положение родителя и ребенка в монородительской семье, укрепить жизнестойкость, помочь им адаптироваться в краткосрочной и долгосрочной перспективе (Liu et al., 2020; Hodges et al., 2018; Kern, 2017; Ali et al., 2010).

Некоторые исследования к примеру показывают, что дети в монородительских семьях растут более самостоятельными, независимыми и быстрее адаптируются к изменениям среды. А еще они обладают хорошими навыками решения проблем и активнее участвуют в принятии семейных решений.

Родители в разводе

Расставание или развод родителей — это не единичное событие. Это — процесс, а значит адаптация ребенка к новой нормальности происходит поэтапно. Как правило, разводу предшествуют конфликты между супругами, которые отражаются на психоэмоциональном благополучии ребенка задолго до того, как произошел юридический распад семьи.

Во время конфликтов дети испытывают целый спектр эмоций: растерянность, тревогу, страх быть брошенным, гнев, вину. Если в семье имело место бытовое насилие и жестокое обращение, то дети напротив могут испытать чувство облегчения, если абьюзер покидает дом. Развод родителей безусловно несет за собой эмоциональные потрясения. Ребенок может замкнуться в себе, сократить общение со сверстниками. Некоторые дети демонстрируют эмоциональные и поведенческие проблемы. В этот период у них может снизиться академическая успеваемость.

  • Маленькие дети в возрасте от 3 до 6 лет в момент расставания со вторым родителем могут испытывать тревогу и растерянность, но в целом они довольно быстро адаптируются к переменам в семье.
  • Дети в возрасте от 7 до 12 лет гораздо хуже переносят разлуку со вторым родителем. У них могут более ярко проявляться социальные и эмоциональные проблемы. Кроме того, у них успело накопиться достаточно воспоминаний о том периоде, когда мама и папа были вместе, и наверняка там были и радостные моменты.
  • Подростки хуже всего воспринимают расставание родителей. Прежде всего, это связано с их возрастными особенностями: бурные гормональные перестройки, которые ведут к резким перепадам настроения и сильным эмоциям; высокий уровень рефлексии, когда они множество раз прокручивают в голове и заново переживают одно и то же событие.

Различные исследования выявили снижение успеваемости, мотивации и творческих способностей и ухудшение поведения, пропуски в школе у детей, переживающих развод родителей. Часто отмечается снижение успеваемости по математике и естественным наукам. Хотя ученые отмечают, что не все дети и подростки сталкиваются с академическими проблемами, особенно если биологические родители достаточно внимательно относятся к исполнению своих родительских ролей и обязанностей перед ребенком, даже не будучи вместе.

В первый год после развода у родителя наблюдается повышенная раздражительность и эмоциональность, тогда как родительский контроль, наоборот, ослабевает. Многие родители жалуются на то, что у них стало меньше времени на общение с ребенком. Родителю-опекуну приходится много работать, чтобы содержать семью, а еще ему нужно время, чтобы приспособиться к роли «двойного родителя».

При этом родитель, не являющийся опекуном, начинает проводит меньше времени с ребенком. Это ведет к ослаблению его связей и отношений с ребенком. Также у отсутствующего родителя начинают уменьшаться родительские навыки, опыт и ресурсы.

Во благо ребенка

Монородительские семьи неоднородны. Они могут иметь разную семейную историю, разниться по составу домохозяйства, иметь разную структуру, быт и финансовое положение, этнический состав, религиозную принадлежность, миграционный статус, уровень образования, историю партнерства, возраст, трудовую занятость и пр.

Исторически во многих культурах родительские роли имели разделение по гендерному признаку: мать занималась воспитанием детей и оказывала психоэмоциональную поддержку, тогда как отец обеспечивал физическую защиту и прививал дисциплину. В монородительской семье родитель зачастую перегружен ролью «два-в-одном». Удовлетворение базовых потребностей ребенка, обеспечение его кровом, пищей, одеждой, организация его безопасности, развитие и социализация – все это ложится на плечи соло-мамы или соло-папы. Во многих сообществах такие родители сталкиваются с общественной стигмой, им не хватает социальной поддержки, и им трудно уделять больше внимания детям.

Стереотипно мы склонны представлять себе одиноких родителей, как универсальных людей, никогда не состоявших в браке и сохраняющих «холостой/незамужний» статус на протяжении жизни. Но в реальности семейная динамика может постоянно меняться. Исходя из «средней температуры по больнице», большинство монородительских семей в мире – женские, и многие из них находятся в неблагоприятном экономическом положении. Например в США примерно каждая третья женская монородительская семья живет в условиях бедности (Wimer et al., 2021).

Дети в монородительских семьях могут иметь пониженную самооценку, чувствуя себя нежеланными и сравнивая себя с детьми, живущими с обоими родителями. Это может привести к подавленному гневу и обиде на отсутствующего родителя, а также к грусти и ощущению одиночества.

В монородительских семьях дети по статистике намного чаще сталкиваются с насилием со стороны опекунов, знакомых, соседей, а также с алкоголизмом, наркоманией или психическими заболеваниями среди домочадцев в семье. Подростки чаще конфликтуют с родителями, реже практикуют позитивное общение и имеют низкий уровень сплоченности семьи, нежели их сверстники, живущие в нуклеарных семьях.

Если родитель испытывает дистресс и не может справиться со своими обязанностями, ребенок часто вынужден принять на себя роль взрослого, включая выполнение домашних обязанностей, заботу о других братьях и сестрах, а также оказание инструментальной и эмоциональной поддержки для родителя. Ребенок является родителю опорой, советчиком и защитником.

Участие родителей в жизни ребенка является одним из важных факторов его психоэмоционального благополучия. Часто ребенок основную часть времени проживает с одним родителем, а несколько отдельных дней отводится для проведения времени со вторым родителем. При индивидуальной опеке один из родителей принимает все решения, не советуясь и не уведомляя другого родителя. Введение совместной опеки позволяет обоим родителям участвовать в принятии важных решений, касающихся детей. Ребенок, родители которого активно участвуют в его жизни, демонстрируют меньше поведенческих проблем, лучше учится и имеет больше друзей.

Ученые подчеркивают важность школьных внеклассных активностей, кружков и мероприятий для психоэмоционального благополучия школьников и мер поддержки для детей, которые воспитываются в монородительских семьях. Большую пользу приносят занятия творчеством, развитие навыков рефлексии и духовные практики (Dyer & Hagedorn, 2013). Особенно для подростков. Дело в том, что именно в подростковом возрасте происходят важные изменения в личностном развитии, включая развитие абстрактного мышления, метакогнитивных способностей, стремление к духовной культуре и формирование личностной идентичности (Good et al., 2011; Good and Willoughby, 2008; Templeton and Eccles, 2006).