Новое международное исследование в области семьи и брака опубликовано в Journal of Marriage and Family. Ученые проанализировали, как складываются жизненные траектории женщин после развода. Прежде всего, в странах, где разводятся много и давно, сформировались определенные траектории, как женщины дальше строят свою жизнь. Тогда как в странах, где разводы начали расти недавно и пока находятся не на таком высоком уровне, наблюдаются разные и более сложные жизненные траектории. Также свою роль играет и социально-культурный контекст, который определяет «нормальность» того или иного жизненного пути в глазах общества.
- Самый распространенный сценарий наблюдался среди женщин, которые не вступали в новый брак и не заводили новых детей в течение первых 10 лет после расторжения первого союза. В среднем первый брак был длительным (около 9 лет), а расставание произошло в более позднем возрасте (старше 30 лет). В Польше и Испании этот сценарий наблюдался у почти половины разведенных женщин. Он также был самым распространенным в России (41 %), Франции (35 %), Великобритании (26 %) и Нидерландах (25 %).
- Следующий по распространенности сценарий: повторный брак между 7 и 8 годами после развода. Причем около 40 % респонденток в этой группе завели ребенка вскоре после повторного вступления в брак. Этот путь был равномерно распределен по странам: от 7 % (во Франции) до 10 % (в Нидерландах).
- Более маргинальные и сложные траектории семейного поведения чаще были связаны с социальным неблагополучием. Удельный вес маргинальных траекторий был особенно высок в Великобритании (28%), в то время как в других странах они были менее значимы — от 14% в Польше до 21% в Швеции.
Авторы исследования также проанализировали факторы, влияющие на жизненные траектории женщин в разводе: уровень трудовой занятости женщин, государственная политика, поддерживающая баланс между работой и семьей, доминирующие в обществе семейные ценности и гендерные принципы. Сегодня в науке используются термины «фамилиализация/де-фамилиализация» для классификации страновых контекстов и национальных режимов, в зависимости от того, зависят ли женщины (экономически, политически) в основном, от поддержки семьи (режимы фамилиализма) или же они опираются на меры господдержки (режимы де-фамилиализации) либо рынок (режимы, ориентированные на рыночную экономику).
Итак
- В Великобритании достаточно высокий уровень женской трудовой занятости, но господдержка достаточно скудная и рассчитана в основном на семьи с низким доходом.
- Во Франции и Нидерландах в последние годы увеличилась поддержка семей (не только бедных) и продвижение общей философии ворклайф-баланса граждан.
- В Швеции поддержка государства была и остается на высоком уровне, причем упор делается на сохранение стабильности союзов (даже после развода — равное вовлечение матерей и отцов в уход за ребенком, декретные отпуска для обоих родителей и пр.). Это то, чего так не хватает сегодня в Казахстане, где наряду с высоким уровнем разводов наблюдается высокая задолженность по алиментам и низкое участие отцов в воспитании детей после развода.
В данном исследовании приняли участие около 8 тысяч женщин из Нидерландов, Франции, Испании, Великобритании, Швеции, Польши и России. Были выбраны разные поколения женщин с датой первого развода от 1970-х до 2009. Среди исследуемых стран наиболее высокое число разводов наблюдалось в России и Швеции. Наиболее низкое — в Польше и Испании.
Казахстан по некоторым рейтингам входит в топ-16 стран мира по количеству разводов с коэффиентом разводимости 2.5 на 1000 человек населения. Каждая пятая семья в стране является монородительской, где ребенок воспитывается только мамой или только папой. Если говорить о маргинальных семейных траекториях в Казахстане, то следует отметить наблюдаемый и предположительный (так как точных исследовательских данных нет) рост незарегистрированных религиозных союзов, т.н. «вторых», «третьих» жен. Важно обратить внимание на социальное благополучие женщин и детей в подобных союзах.
Подробнее о выборе жизненной стратегии и воспитании детей после развода можно прочесть в моей книге «Salem, родители». Получить детальную информацию и оформить заказ — здесь.
Референс:
Vidal, S., & van Damme, M. (2024). Women’s family trajectories after union dissolution: A comparative life course analysis. Journal of Marriage and Family. https://doi.org/10.1111/jomf.12972
Оставьте комментарий
Смотреть комментарии