Книга! Закажите книгу "Salem, родители" +77025278382

Сексуальная безопасность ребенка

На днях я проводила прямой эфир по детской сексуальной безопасности на казахском языке. В этой статье я структурировала основную информацию по возрастам. Больше о детской безопасности и детском развитии можно узнать в моей книге «Salem, родители».

С 3 лет

  • К 3 годам у ребенка формируется гендерная идентификация, он начинает понимать, что девочки и мальчики — разные, мама и папа — разные и пр. С этого возраста следует разнополых детей купать раздельно. Совместные водные процедуры возможны в купальных костюмах.
  • С 3 лет, в зависимости от уровня речевого развития, детей нужно обучать правилу нижнего белья. Никто кроме мамы/папы/бабушки (определяете круг доверенных лиц сами) не имеет права прикасаться к частям тела, скрытым нижним бельем. Исключения: когда воспитатель в саду помогает ходить в туалет; когда доктор проводит осмотр (в присутствии родителей и т.д.).
  • С этого же возраста дети должны знать названия наружных половых органов — вульва у девочек, пенис у мальчиков. Обладая знаниями о собственном теле, дети могут лучше осознать, обратиться за помощью и объяснить, если кто-то хочет причинить им вред или предлагает что-то неприятное.
  • Объясняйте вещи с точки зрения репродуктивного здоровья. Половые органы очень важны для того, чтобы в будущем ребенок мог быть здоровым родителем, и у нее/него были здоровые дети. Половые органы очень нежные, их нужно беречь. Посторонние не должны к ним прикасаться. Следует соблюдать гигиену половых органов, чтобы им не навредили микробы и вирусы.

С 4 лет

  • В этом возрасте у детей развивается телесный стыд. Отныне они стремятся справлять биологические потребности в одиночестве, начинают стесняться, если в этот момент в туалете присутствуют другие люди.
  • Также в этом возрасте начинают развиваться личностные моральные установки. Что такое хорошо, и что такое плохо? И это совпадает с первым опытом детской лжи. Дети лгут (не путать с фантазией), потому что хотят
  • 1) избежать ответственности/наказания за деяние, которое является запретным. Чтобы на него не сердились. Ведущая эмоция — страх;
  • 2) скрыть свое деяние, которое они осознают, как плохое. Чтобы из-за него не расстраивались. Ведущая эмоция — стыд.
  • Очень важно понимать возрастные особенности, выказывая реакцию на поведение ребенка. Подчеркну, что физические наказания неприемлемы ни в каком возрасте. При этом дисциплина и границы «можно/нельзя» важны и нужны.

С 5 лет

  • В этом возрасте в детском лексиконе рулит так называемая «туалетная тематика». Часто употребляемые слова, сопровождаемые смешками и хихиканьями — «попа», «кака», «пук-пук» и пр.
  • В этот период важно показать детям пример здорового отношения к физиологии, собственному телу. Реагировать нужно правильно. Не сердиться, не смеяться, сохранять максимальное спокойствие. Попа? Да. Это такая же часть тела, как наши руки и ноги. Попа есть у всех. У тебя, у меня, у кошки, у птички и т.д.
  • В этом возрасте с ребенком следует проговорить ближний круг доверия: 2-3 человек, которым ребенок всегда может рассказать обо всем, что его тревожит.
  • Кроме того, в этом возрасте дети начинают задавать вопросы о том, как они появились на свет. Как отвечать на эти вопросы?

НЕ НУЖНО
Не нужно игнорировать эти вопросы.
Не нужно искажать информацию.
Не нужно сердиться и стесняться.

НУЖНО
Нужно отвечать на вопросы честно.
Нужно приводить информацию, в зависимости от возрастного развития ребенка.
Нужно ценить доверительные отношения с ребенком и стараться их сохранять.

Лучшая тактика: предоставлять информацию в контексте человеческой физиологии и биологии. Приводите простые и понятные примеры. Малыш вылупляется из яичка, как птенец. Но в отличие от птенца, малыш развивается в мамином животе, как в аквариуме. Во время родов он вместе с водой выплывает наружу по родовому пути, как по реке. По мере взросления, объясните, что для появления малыша, необходима не только мамина яйцеклетка, но и семя от папы.

От того, как вы будете вести себя, отвечая на подобные вопросы, зависит, насколько, по мере взросления, ребенок будет открыт и доверителен с вами в обсуждении деликатные вопросов.

По мере взросления ребенка и по мере появления новых вопросов, следует добавлять новую информацию. К подростковому возрасту ребенок должен уяснить, что сексуальные отношения должны быть осознанными, защищенными и безопасными, по обоюдному согласию.

С 6 лет
Ребенок идет в школу, а у родителей становится меньше возможностей контролировать его среду. В этом возрасте важно обсудить правила безопасного поведения. Основные темы для обсуждения: 1)угощения от незнакомцев, 2)наркотики, 3) безопасное поведение в отсутствие взрослых, 4)кибер-безопасность, 5) порно-контент, 6) злоумышленники. Детальный видео-разбор правил безопасного поведения смотрите здесь и здесь. Про порно-контент и кибер-безопасность я ранее писала здесь.

С 9 лет
Ребенок вступает в препубертатный период. Если вы еще не говорили с ним на тему физиологии и переходного возраста, самое время рассказать о том, как начинает меняться его тело, настроение, гормональный фон. Обсудить признаки пубертата, как протекает этот процесс. Можно приобрести специальные книги и устроить совместный просмотр образовательных фильмов.

Следует проговаривать тему взаимоотношений, влюбленности, семьи и родительства на каждом этапе взросления ребенка. Ребенок должен сознавать, что любые отношения должны строиться на взаимном уважении, дружбе, заботе, обоюдном согласии, безопасности, осознанности и ответственности.

Если вы хотите обсудить тему сексуальной безопасности и безопасного поведения подробнее, записывайтесь на персональную родительскую консультацию.

Аман болыңыздар ❤️