Книга! Закажите книгу "Salem, родители" +77025278382

Поможет детский психолог

Чем в семейных отношениях может помочь детский психолог? Когда стоит обратиться к помощи специалиста? Насколько эффективны психологические консультации? На эти вопросы отвечает директор Центра психологических услуг и тренер Евразийского института практической психологии и психотерапии Людмила Куликова: 

— В настоящее время уровень стресса в нашей жизни очень высокий. Не все взрослые могут приспособиться к быстро меняющемуся миру, а детям приспособиться еще сложнее. Поэтому родители начинают искать помощи тех, кто поможет их ребенку, правда, чаще всего этот запрос звучит так: «Помогите справиться с ребенком», или «Скажите, как воспитывать современных детей». Даже сейчас, когда на календаре второй десяток третьего тысячелетия, очень многие родители ищут причину в ребенке.

Ребенок – это результат отношения к нему взрослых. И не просто мамы и папы, но и других значимых взрослых, особенно тех, кто живет с ним на одной территории. Поэтому задача психолога: показать родителям, как их отношение влияет на развитие и становление личности ребенка. Наш опыт представительства Евразийского института практической психологии и психотерапии в г. Астане в направлении «Школа развития личности» и «Школа родителей» показывает, что, к сожалению, не то что родители и педагоги, но и не все наши коллеги-психологи работают системно. Предпочтение отдается работе с детьми. Дети легко вовлекаются в игру, с удовольствием идут на групповые занятия, но дома рядом с родителями начинают вести себя по-прежнему.

Многие психологи, которые работают с детьми, предпочитают перенаправлять родителей к другим психологам, к тем, которые работают со взрослыми. Сами же «детские» психологи только консультируют родителей и дают рекомендации. В нашем центре мы не используем термин «детский» психолог, мы говорим «психолог по работе с детьми и семьей». Необходимо начинать работать с родителями.

Что же это за трудность такая — вовлекать родителей в процесс терапии? Чаще всего трудность заключается в том, что родители открыто сопротивляются и говорят: «У нас все в порядке, проблема — в ребенке». Другая категория родителей не подозревает о такой связи и искренне удивляется, при чем тут она. Есть родители, которые готовы работать с собственными переживаниями для того, чтобы улучшить контакт с детьми.

Что же делать с первыми двумя категориями? В некоторых случаях работа начинается с «ликбеза» о том, что такое чувства, эмоции и эмоциональный контакт между детьми и родителями. Некоторые клиенты об этом знают на уровне информации, но никогда с этим не сталкивались. 

Залогом успешной и эффективной работы является психотерапевтический контакт «в паре», то есть когда родитель и ребенок выполняют либо совместно, либо одновременно какие-то задания. После выполнения задания психолог устанавливает тот самый контакт, когда родитель может услышать чувства ребенка, и, наоборот, ребенок может услышать чувства родителей.

Когда проблемы в семье возникают между детьми, также важно создать этот контакт с участием родителей и детей, тогда и дети смогут услышать друг-друга. Когда психолог работает одновременно с родителем и с ребенком, у него есть возможность на конкретных примерах (рисунках, скульптурах и т.д) разворачивать диалог и помогать устанавливать контакт между ними. 

Многие родители не выдерживают продолжительного контакта с ребенком, например, через 20 минут общения с ребенком говорят, что с ним скучно, что привычнее переключиться на какое-нибудь интересное дело. Многие считают своих детей подросткового возраста занудливыми, не могут их долго слушать, а потом удивляются, что их взрослеющие дети совершают непредсказуемые поступки. 

В таких случаях необходима длительная серия детско-родительских встреч, чтобы родитель на этих встречах проживал свои чувства и, кроме этого, продолжал находиться в контакте с ребенком, слышал его чувства и осознавал, что ребенок без родительской поддержки и понимания развиваться и становиться личностью не может. Есть примеры, когда в детско-родительской паре отсутствует телесный контакт. Тогда серия встреч будет направлена на создание эмоционального и телесного контакта, с помощью телесно-ориентированной терапии.

Ну и к счастью, повышается количество клиентов, которые через проблемы со своими детьми переходят на личную терапию. Здесь начинается работа с переживаниями собственного детства. В процессе «завершения гештальтов детства» человек приходит к осознанной взрослой позиции. Но на терапии поднимаются не только проблемы детства, но и ситуации, связанные с актуальными переживаниями: это и эмоциональные, и физические перегрузки, конкурентные отношения и ситуации нестабильности в обществе. Человек, пройдя курс психотерапии, лучше начинает понимать себя, свои реакции, а значит — лучше понимает своего ребенка.

Конечно многим людям и не нужна психотерапия. Это те люди, которые воспитывались в семьях с сильными традициями. Но, к сожалению, тем людям, которые воспитывались в семьях, где не было традиций, или эти традиции сейчас не адаптивны, психотерапия нужна. Это то, что поможет их детям расти счастливыми.

Свою статью я начинала с того, что в современном мире много стрессов. И выходит так, даже если человек из семьи, где сохранялись традиции, ему все равно необходимо избавляться от актуального напряжения. А значит должна расти культура работы с собственными чувствами. Тогда не будет и проблем в воспитании детей.