Книга! Закажите книгу "Salem, родители" +77025278382

Семейные ценности не изменились, меняться нужно нам

Сейчас в обществе идут дискуссии о том, что в Казахстане нивелируются семейные ценности. Я твердо убеждена, что это не так. Более того, я считаю, что семейные ценности, в том числе, касающиеся рождения и воспитания детей, в любой стране мира практически одинаковы. Ребенок, неважно в какой точке планеты он родился, будет расти счастливым в той семье, где его любят, о нем бережно заботятся, доверяют, уважают и относятся к нему, как к Личности. Все остальное: экономические различия, культурные особенности, менталитет и прочее – это внешние факторы, которые на самом деле не несут принципиальной разницы.

Но перемены действительно происходят. То, что мы наблюдаем сегодня в Казахстане, это:

Изменение семейных моделей. Хотя нуклеарная семья (биологические родители плюс ребенок/дети) продолжает оставаться самым распространенным семейным вариантом в Казахстане, все больше становится и других семей. Например, сегодня каждая пятая семья в стране является монородительской, то есть в такой семье ребенок проживает только с одним из родителей. Более 500 000 мам в Казахстане воспитывают сегодня детей самостоятельно, без супруга или партнера. Также почти в каждой пятой семье Казахстана проживают старшие родственники: бабушки, дедушки и др. Немало супружеских пар не имеют детей, и немало пар проживают вместе, не регистрируя брачные отношения. Изменение рынка труда также повлияло на семейные отношения. Уже не редкость, когда один из супругов по долгу службы длительное время проживает вдали от семьи — в другом городе, регионе и даже в другой стране.

Ретрадиционализация общества. Сейчас мы наблюдаем в обществе реставрацию традиций и национальных обычаев. Однако следует помнить, что не все традиции соответствуют современным реалиям. Институт семьи также претерпел изменения за последние 100 лет. Для Казахстана на протяжении многих веков институт семьи строился в контексте рода, общины. С традиционной точки зрения, главными в семье являлись представители старшего поколения. Брак рассматривался не как союз мужа и жены, а как приход невесты, то есть новой женщины в дом мужа, в его род. Однако не стоит забывать, что средний возраст вступления в брак в прошлом был 13-14 лет для девочек и 15-16 лет для мальчиков, соответственно, возраст «старшего поколения», то бишь бабушек и дедушек того времени был 30+. А теперь представим сегодняшних молодоженов, которые вступают в брак в возрасте 30 лет, являясь, по сути, взрослыми, самостоятельным людьми, обладая устоявшимся характером, ценностями и взглядами на жизнь.

Вопрос семейной иерархии. В 2019 году в Казахстане прошло большое национальное исследование «Казахстанские семьи», где большинство респондентов (более 60%) в качестве главной причины разводов в стране указали «вмешательство родственников». О чем это говорит? Прежде всего о том, что у супружеских пар наблюдается неудовлетворенный запрос на автономность. И с этим нужно считаться, если мы хотим снизить разводную статистику.

Запрос на вовлеченное родительство. Что такое вовлеченное родительство? Это полноценное участие мамы и папы в уходе за ребенком с первых дней жизни малыша. Когда и мамы, и папы гуляют с малышом, купают, меняют подгузники, укладывают спать. В более взрослом возрасте — гуляют на игровой площадке, водят на кружки, занимаются уроками, читают перед сном и т.д. По результатам национального отчета «Казахстанские семьи-2019», только 42% отцов принимают участие в уходе и заботе за детьми ежедневно, более 33% делают это время от времени, 7% — не чаще двух раз в неделю, 9% — редко или если вдруг попросит жена, 8% — никогда. При этом 68% опрошенных мам хотели бы, чтобы мужья или партнеры больше участвовали в уходе за ребенком и воспитании. О чем говорят эти цифры? Они говорят о том, что даже если мужчина проживает вместе со своими биологическими детьми, он не всегда является вовлеченным папой. Стоит также понимать, что во многих монородительских семьях мамы сильно заняты материальным обеспечением семьи, и тогда уход и забота за детьми ложится на плечи других домочадцев. Бывают случаи, когда в поисках лучшей работы мама уезжает в другой город, оставляя ребенка на попечение бабушек и дедушек. Такая вынужденная разлука может длиться годами. В такой ситуации тоже возникает дефицит вовлеченного родительства.

Пересмотр отношения к бытовому насилию. Бытовое насилие — это не новое явление. Оно было в Казахстане и раньше, часто в скрытой форме. Более того, многие формы насилия, в том числе, физические наказания детей долгое время считались общественной нормой. Сейчас мы наблюдаем, как некоторые граждане в достаточно агрессивной форме отстаивают свое право на шлепки, оплеухи и затрещины. В Казахстане до сих пор немало семей, где физические наказания детей и эмоционально-психологическое насилие являются нормой. Но насилие — это не норма! Семья должна быть оплотом любви, ласки, заботы и безопасности, а не суровым местом для выживания и так называемой «закалки характера».

Что можно сделать уже сегодня?

К сожалению, дискуссии на семейную тематику в нашем обществе зачастую сводятся к риторике о финансовой поддержке семей со стороны государства. Конечно, детские пособия и доступная ипотека — это большое подспорье для любой семьи. Но… одними деньгами проблемные вопросы не решить. Я твердо убеждена, что, в первую очередь, пора меняться нам самим, казахстанцам. Нашему обществу очень нужны:

1. Доброжелательное отношение и принятие разных семейных моделей. Пора прекращать судить о «полноценности» семьи лишь по ее составу. Семья, где царят любовь, уважение друг к другу, забота и нежность — и есть самая лучшая и самая настоящая.

2. Уважение и соблюдение личных границ супружеских пар. Молодая семья очень уязвима и хрупка, потому что супруги находятся в самом начале формирования собственного семейного капитала, который и делает семью дружной, крепкой и устойчивой. Поэтому окружающие и домочадцы должны уважительно относиться к автономии молодоженов, уважать их семейные решения, не позволяя собственным амбициям разрушить молодой супружеский союз. Ломать — не строить!

3. Планируемое деторождение. Родители несут полную ответственность за безопасность и благополучие ребенка. Не государство, не общество, а именно мамы и папы. Планирование семьи включает оценку многих факторов. Достаточно ли средств, чтобы обеспечить будущего ребенка? Достаточно ли возможностей поддерживать собственное родительское здоровье, чтобы поставить ребенка на ноги и выпустить во взрослую жизнь? Достаточно ли времени, чтобы уделять должное внимание детскому развитию? Достаточно ли эмоционального капитала, чтобы дарить ребенку ласку и нежность, чтобы выдержать бессонные ночи, капризы, детское непослушание? Дети растут очень быстро. И им очень нужны любящие, заботливые и ласковые родители.

4. Поощрение вовлеченного родительства. Нужно и мам, и пап вовлекать в одинаковой мере к уходу за детьми с первых дней рождения. Этому могло бы способствовать открытие гендерно нейтральных комнат родителя и ребенка в общественных местах. Нужно, чтобы и мамы, и папы имели доступ в подобные комнаты, чтобы сменить ребенку подгузник и покормить его. Открытие зон для кормления/пеленания в бизнес-центрах и офисных зданиях, чтобы работающие мамы имели возможность в приватной обстановке покормить ребенка, сцедить молоко и упаковать его для хранения. Папам можно было бы предлагать краткосрочный декретный отпуск по случаю рождения ребенка.

5. Нулевая терпимость к насилию и физическим наказаниям в семье. Никаких шлепков, оплеух и затрещин к кому-то ни было. Ибо насилие порождает насилие.

Меняться самому — самая трудная задача. Пока этого не произойдет, мы можем сколько угодно пенять на государство, школу, соседей. Перемены начинаются с нас самих.

Первоисточник статьи Государственный портал СМИ