Книга! Закажите книгу "Salem, родители" +77025278382

Издевательства в детских коллективах

Данная тема в последнее время окружена пристальным вниманием в СМИ после того, как в обществе стали понимать, насколько трагическими могут быть последствия. Случающиеся детские суициды заставляют родителей серьезно относиться к проблеме издевательств в детских коллективах.

Вы не всегда можете проконтролировать, что другие дети могут сказать или сделать вашему ребенку, но вы можете обучить своего ребенка, как вести себя в подобной ситуации. Издевательство/буллинг квалифицируется как «злонамеренное, повторяющееся агрессивное поведение ребенка с целью показать собственное силовое превосходство над другим ребенком». В результате ребенок становится жертвой издевателя.

Обычно дети начинают насмешничать и дразниться над другими детьми в возрасте от 4 до 11, именно в этом возрасте они обретают свою социальную идентификацию, самоутверждаются и проходят социализацию в детском саду, школе и на улице. Очень важно внушить детям, что насмешничать и дразниться — неправильно. Взрослым необходимо незамедлительно вмешиваться в подобные ситуации и стараться предотвращать и не допускать их.

Как квалифицировать издевательство

Физическое: толкаться, биться, пихаться, пинаться, щипаться, кусаться

Вербально-психологическое: оскорблять, давать прозвища, угрожать, насмехаться над внешним видом, передразнивать манеру говорить, оскорблять по признаку национальности (расы, религии, культуры)

Социально-психологическое: распускать сплетни, перешептываться за спиной, игнорировать, не брать в компанию.

Кибер-издевательства

Кибер-издевательство — это использование емейлов, мобильных телефонов, блогов, текстовых сообщений, интернет-сайтов, чатов и форумов в качестве инструмента физической угрозы, вербальных оскорблений или социальной изоляции индивидуума или группы. Социальные медиа часто позволяют издевателям анонимно распространять сообщения, фотографии и видео широкой аудитории.

Вот некоторые признаки того, что ваш ребенок стал жертвой кибер-издевательств:

  • изменения в поведении — депрессия, подавленность, низкая самооценка
  • повторяющиеся и необъяснимые недомогания — боли в животе, головные боли или проблемы со сном
  • потеря интереса к общественным мероприятиям
  • повышенная тревога при пользовании электронным устройством типа мобильного телефона или компьютера
  • нежелание посещать школу, пропуск занятий, снижение успеваемости
  • изменение аппетита
  • изоляция от друзей

В результате издевательств

  • Ребенку либо его вещам (одежде, игрушке и т.д.) может быть причинен физический вред.
  • Ребенок начинает думать о себе плохо.
  • Ребенок считает себя хуже и ниже достоинством перед сверстниками.
  • Ребенок чувствует себя одиноким и не ощущает себя полноценным участником в сообществе сверстников.

Как могут помочь родители

Очень трудно побороть издевательства без помощи взрослого. В большинстве случаев достаточно короткого вмешательства со стороны взрослых, особенно если взрослый реагирует незамедлительно и решительно. Если вы стали свидетелем сцены издевательства, поговорите с агрессивным ребенком и объясните, какую обиду он причиняет. Можно разрушить этот болезненный замкнутый круг, если объяснить обидчику, как изменить поведение по отношению к обиженному.

Если ребенок сообщил, что стал объектом насмешек, внимательно выслушайте и отнеситесь к его словам серьезно, даже если речь идет о безобидном, на ваш взгляд, прозвище. Дети обычно обращаются ко взрослым с подобными проблемами, как к последнему спасению. Они ждут сочувствия и практического совета. Постарайтесь выяснить все детали ситуации.

Вот несколько советов, как себя вести:

Сохраняйте спокойствие. Старайтесь не показывать свою досаду. Гнев иногда может ухудшить ситуацию.

Научите своего ребенка приему очерчивать границу: выставить руки ладонью вперед к обидчикам и сказать твердым спокойным голосом: «Стоп!» 

Научите своего ребенка держаться уверенно, держать спину прямо, плечи — расправленно, сохранять спокойное лицо и говорить ясным твердым голосом, не агрессивным и не плаксивым.

Не проходите мимо

Если ваш ребенок стал свидетелем, как дразнят кого-то другого, вмешайтесь. Вы можете помочь, сказать обидчику прекратить. Никто не заслуживает, чтобы его дразнили.

Сверстники и взрослые, ставшие свидетелями подобной ситуации, должны прийти на помощь жертве.

Если вы боитесь вмешиваться, попросите друга или друзей сделать это вместе.

Успокойте обиженного, поддержите его, скажите, что он не заслуживает того, как с ним обращаются.

Если вы боитесь, или на вашу просьбу прекратить обидчики не отреагировали, найдите взрослого, которому вы доверяете, и попросите его о помощи.

Помогите детям, которых дразнят, возьмите к себе в компанию, пригласите присоединиться к вашим играм, чтобы они почувствовали, что не одни.

Обучите своих детей

Как бы безнадежно ни выглядела ситуация, выход есть всегда. Обязательно будут приняты меры, чтобы остановить издевки, и вы поможете и поддержите в этот трудный период.

Всегда есть кто-то, с кем можно поговорить об издевательствах. Либо кто-то из родителей, или учитель в школе.

Пусть ваш ребенок уяснит: «Если он обращается за помощью, он способствует решению проблемы, но если он остается молча наблюдать, то сам становится частью этой проблемы».

Не ждите

Не ждите, пока к вам обратится ваш ребенок. Если у вас есть подозрения, что над вашим ребенком издеваются, заведите разговор сами.

Если вам представился случай, поговорите с ребенком или группой детей, осуществляющими издевательство, и объясните, какой вред они причиняют.

Поговорите с другими взрослыми, чтобы решить проблему и предотвратить повторение случаев.

Прекратите любые насмешки дома. Необходимо быть последовательным.

Превентивные меры 

Сформированная детская компания друзей укрепит уверенность в себе и предотвратит отчуждение. Поощряйте ребенка приглашать друзей домой после школы или на выходных вместо онлайн-общения. Это поможет им укрепить социальные навыки и дружбу.

Убедитесь, что знакомы с политикой школы вашего ребенка касательно издевательств. Поговорите с учителями вашего ребенка и узнайте, как относятся к этому явлению в классе, озвучьте свое беспокойство.

Научите своих детей разнице между «отойти с уверенностью» и «отойти в страхе». Научите своего ребенка абстрагироваться от издевателя и отойти с чувством самоуважения.

Интернет превратил кибер-издевательство в современную и анонимную угрозу. Чтобы защитить ваших детей от угрозы кибер-издевательств, держите компьютеры в удобном месте и мониторьте, каким образом дети используют интернет. Учите детей не принимать сообщения и запросы от людей, которые им незнакомы. Если они получили оскорбительное сообщение или емэйл, пусть не отвечают и сообщат об этом вам. Онлайн-сервисы часто предлагают функцию блокирования или забанивания нежелательных лиц. Для дополнительных настроек безопасности свяжитесь с вашим интернет-провайдером.

Если ваши дети боятся прослыть ябедами, объясните разницу между «наябедничать, чтобы кому-то стало плохо» и «сообщить об опасной ситуации».

Если вас дразнят сверстники

Сообщите об этом взрослому, которому доверяете. Это ваше право — чувствовать себя в безопасности.

Если вы боитесь сказать взрослому, попросите друга сопровождать вас.

Ходите вместе с друзьями или детьми, которые постоят за вас.

Держитесь подальше от мест, где вы знаете, что водятся хулиганы.

Если вас продолжают дразнить, отойдите и присоединитесь к другим детям или попросите кого-нибудь о помощи.

Общая школьная политика

На уровне школьных советов, родительских комитетов должны быть разработаны соответствующие правила.

Эти правила должны быть озвучены руководством школы, и с ними должно ознакомиться все школьное сообщество.

Необходимо вести наблюдение за исполнением данных правил и ситуации в общем.

Источник: Children’s Health and Safety Association. Перевод с англ. Печатается в сокращении